Как успешно зарегистрировать товарный знак, если шансы на положительный результат оцениваются юристами-патентоведами как очень низкие?
«… Они могут сделать невозможное. Давай послушаем их рекомендации. Контакты ниже…»
C такого электронного рекомендательного письма от 04 октября 2015 года одного из наших постоянных заказчиков начали электронную переписку с руководителем продуктового направления «Климатические комплексы и кондиционеры» торговой компании «Оптим»:
На практике патентные поверенные руководствуются понятиями низкой, средней и высокой степени вероятности регистрации обозначения. Мы же, в свою очередь, сразу отметим, что для более точного понимания ситуации читателями, в рамках данной статьи будем указывать вероятность регистрации в конкретных числовых выражениях в процентах.
Задача
Итак, перед руководством компании «Оптим» стояла задача регистрации товарного знака, которым планировалось маркировать производимые установки для кондиционирования воздуха – это 11 класс международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Название будущего бренда iClima придумали сами сотрудники «Оптим».
Накануне получения нами рекомендательного письма в адрес руководителя направления поступил отчет от специализированной патентной организации о том, что в 11 классе МКТУ обнаружены два зарегистрированных товарных знака, препятствующих регистрации iClima:
По мнению юристов-патентоведов данные «...товарные знаки … могут быть признаны экспертизой сходными до степени смешения с проверяемым обозначением». В связи с чем юристы-патентоведы не рекомендовали подавать заявку на регистрацию товарного знака:
Тогда руководство компании «Оптим» по рекомендации обратилось к нам
Проанализировав ситуацию, описанную в отчете, наш патентный поверенный подтвердил правильность доводов юридической компании, определив по умолчанию вероятность регистрации обозначения заказчика как, действительно, низкую - не более чем в 15-20%. Ведь словесное обозначение iClima отличается от вышеуказанных товарных знаков всего на одну-две буквы. При этом присутствует явное фонетическое сходство и этот критерий один из главных при экспертизе. А это значит, что выводы патентоведов о признании схожести до степени смешения абсолютно обоснованы.
Однако, как известно, безвыходных ситуаций не бывает.
И основной вопрос стоял перед нами следующим образом: каким образом можно повысить вероятность регистрации обозначения iClima до приемлемых значений?
А приемлемыми значениями для подачи заявки мы считаем вероятность 65-70% и выше.
Самый простой и понятный способ - это изменить или доработать название, добавив дополнительное сильное слово или 1-2 слога в имеющееся название. Но данный вариант заказчика не устраивал - iClima необходимо было во чтобы то ни стало сохранить в исходном виде. Тогда оставался только один способ - о нем ниже.
Наше решение
Необходимо так стилизовать буквы названия, чтобы превратить словесное обозначение в изобразительное или комбинированное с затруднением прочитывания имени бренда
В этом случае экспертиза будет сравнивать не только фонетическое сходство, но и визуальное. Вес фонетического критерия в общей оценке схожести снижается, а визуального – увеличивается. Засчет этого вероятность регистрации можно «вытянуть» на приемлемый уровень в 65-70% и выше.
Мы обсудили с заказчиком данный вариант решения вопроса и получили «добро» на его реализацию. После чего наш дизайнер приступил к выполнению задачи.
Казалось бы, подобрать удачный шрифт со стилизованными литерами или предложить оригинальный дизайн букв обозначения «iClima», внешне отличающиеся от сходных зарегистрированных товарных знаков, для хорошего дизайнера с опытом работы не составит большого труда. Ведь чем больше стилизованы литеры - тем больше шансов на регистрацию. Однако, при глубокой стилизации букв - название будет сложно прочитываться. А сложность в считывании целевой аудиторией названия – далеко не лучший вариант для будущего бренда. Поэтому работа дизайнера здесь очень тонкая. С одной стороны, для целей регистрации требуется глубокая стилизация букв, с другой - название продукции, маркируемой данным товарным знаком в будущем, должно относительно комфортно прочитываться потенциальными потребителями.
Утвержденный результат работы дизайнера
Из шести различных концептуальных вариантов стилизации букв названия заказчик выбрал следующий:
Товарный знак решен в оригинальном шрифтовом исполнении. Буквы названия стилизованы согласно концепции промышленного дизайна: четкие простые формы, равномерная толщина линий. Радиально закругленные элементы призваны ассоциироваться с каноническими принципами технической эстетики, практичной и разумной красотой.
Темно-серый цвет ассоциируется с металлом, оборудованием, высокими технологиями. Травяной оттенок зеленого цвета вызывает в памяти образы, связанные с экологичностью, свежестью и гармонией. В зеленом лесу даже в жаркий полдень ощущается приятная прохлада, а ночью – наоборот, деревья сохраняют тепло под своими кронами. Таким образом, концепция знака являет собой синтез технологичной красоты и свойств живой природы, воплощенные в оригинальном графическом исполнении. В результате, данная концепция отлично соответствует тематике продукции заказчика – установок для кондиционирования воздуха.
Итоги
После утверждения дизайна обозначения заказчиком 23 декабря 2015 года нами была подана в Роспатент заявка на регистрацию товарного знака. Экспертиза длилась чуть меньше года. В итоге, у нас получилось добиться поставленных целей: 30 ноября 2016г. было принято положительное решение по регистрации товарного знака iClima. После чего товарный знак iClima был зарегистрирован - свидетельство № 599341 от 19.12.2016г. И что немловажно, при этом удалось сохранить для потребителей продукции возможность комфортного считывания названия бренда.
Итак, хотите значительно увеличить вероятность регистрации обозначения в трудной ситуации, когда даже некоторые патентоведы «опускают руки»? Делайте грамотную стилизацию букв. В этом случае с большой долей вероятности цель будет достигнута.