Возможно ли «стоковый» логотип зарегистрировать в Роспатенте в качестве товарного знака?
Часто при заказе дизайна логотипа заказчики просят уникальный дизайн, мотивируя это тем, что знак будет регистрироваться в Роспатенте. Мы в любом случае всегда создавали и создаем только уникальные логотипы. Но что будет, если на регистрацию в Роспатент отправить «стоковый» лого? И правда ли, что регистрация «стокового» логотипа в качестве товарного знака невозможна?
В общем, благодаря подвернувшемуся впервые за 17 лет работы интереснейшему случаю, касающемуся регистрации «стокового» логотипа, мы провели свое расследование и готовы им с вами поделиться!
Для начала давайте определимся - что мы в рамках данной статьи будем называть «стоковым» логотипом
Это знак, который продается на так называемых «стоках» или «стоковых» ресурсах за сумму от 0,3$ (25 рублей) до 10$ (800 рублей) в зависимости от параметров приобретенной у «стока» подписки на покупку готовых изображений.
Теперь предыстория
К нам обратился руководитель компании, занимающейся системами ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта и контроля расхода топлива, за разработкой фирменного стиля. Название компании в силу щекотливости ситуации раскрывать не будем.
Логотип у них уже был (название скрыто):
И он показался нам подозрительным – сильно напоминал «стоковый». У нас «нюх» на «стоковые» лого, который редко нас подводит. Как-никак 17 лет занимаемся разработкой логотипов.
Мы решили проверить свои опасения и при поиске по изображению логотипа Google выдал нам множество ссылок на ресурсы, содержащие изображение данного знака.
Оказалось, что данный лого используют в своей деятельности с десяток компаний по всему миру, включая Россию:
Одна из ссылок вела на «стоковый» ресурс, где этот логотип может благополучно «купить» любой желающий за сумму от 25 рублей:
Но что самое удивительное, как потом оказалось, этот логотип был зарегистрирован заказчиком в качестве товарного знака
Нам предъявили свидетельство на товарный знак, зарегистрированный Роспатентом в 2018 году:
Один в один «стоковая» картинка, тоже в красном цвете.
Как мы выяснили логотип «нарисовал» какой-то родственник заказчика задаром.
Вот это поворот! У нас аж захватило дух от всей этой информации
Разрабатывать фирменный стиль с таким логотипом мы, конечно, отказались. Зачем ввязываться в «мутный» проект? Тем более, что заказчик активно демпинговал.
А вот разобраться более детально в сложившийся ситуации нам стало интересно.
Давайте же до конца осознаем, что дает регистрация «стокового» логотипа
С одной стороны, зарегистрированный товарный знак дает исключительное право его использования, и возможность предъявить претензии за применение сторонними лицами схожего до степени смешения обозначения в коммерческой деятельности. Применительно к данной ситуации, казалось бы, все отлично – «греби деньги лопатой», предъявляя претензии всем остальным горе-пользователям данного лого.
С другой стороны - может показаться, что прочие предприниматели его могут использовать законно, купив соответствующую лицензию у «стокового» ресурса за сумму от 25 рублей.
В третьих, автор-правообладатель данного знака из Андорры, похоже и не в курсе, что он уже совсем и не правообладатель вовсе, согласно данным Роспатента, а всего лишь автор.
Теперь давайте разберемся более детально в сложившейся сложной ситуации:
- 1. Идем на «стоковый» сайт и видим, что условия «стока» запрещают своим пользователям использовать векторные изображения в качестве логотипа, части логотипа или товарного знака, если те не выкупили у автора эксклюзивные права:
Поскольку изображение «стокового» логотипа на момент написания данной статьи все еще продавалось - эксклюзивные права на него не выкупил никто. Это значит, что в качестве логотипа и товарного знака все найденные нами в интернет компании используют его незаконно!
- 2. Получается также, что незаконно его использует и наш несостоявшийся заказчик в своей коммерческой деятельности. При этом он умудрился еще и зарегистрировать его в качестве товарного знака в Роспатенте.
Каким образом такой знак мог пройти регистрацию в Роспатенте?
Все просто. Эксперт ФИПС просто не обнаружил сходных изображений в своих базах, поэтому и зарегистрировал его. В Роспатенте не разбираются - кто автор, кто правообладатель, каким образом заявитель на товарный знак получил права на него. Эксперты Роспатента проверяют знак в своих базах на новизну и если все «хорошо», то выдают свидетельство на товарный знак. В итоге компания потратила несколько десятков тысяч рублей на регистрацию, а права на товарный знак реализовать в полной мере не может, т.е. формально владеет «пустышкой». Правообладатель из Андорры или любое заинтересованное лицо может в любой момент оспорить регистрацию такого товарного знака, тем самым аннулировав права на него. А автор знака из Андорры может еще и взыскать деньги за причиненный ущерб с незаконного новоиспеченного «правообладателя».
Какие следуют выводы из всего этого?
- 1. Отнеситесь внимательно к тем обозначениям, которые вы используете в своей коммерческой деятельности. Если знак делали бесплатно или очень дешево – риск, что вам «продали» готовый «стоковый» лого достаточно большой. Это значит, что точно такой же логотип могут использовать еще десятки горе-компаний по всей России и миру, что никак не добавит вам уверенности в своем бизнесе и самое главное поставит под большой вопрос развитие или масштабирование вашего дела.
- 2. Если вы сознательно используете «стоковый» логотип в своей деятельности или только планируете его использовать - внимательно изучите правила «стокового» ресурса. Скорее всего, при покупке «стокового» изображения на условиях стандартной подписки у вас не будет прав на его использование в качестве логотипа или товарного знака. Значит, использование будет незаконно и бесперспективно. Законное использование подразумевает выкуп эксклюзивных прав у автора.
- 3. Разрабатывая логотип, заключайте договор с исполнителем с обязательной передачей исключительных имущественных прав на лого. Здесь риск напороться на «стоковый» лого минимизируется. Ведь если впоследствии выяснится, что вам продали «стоковую пустышку», как в примере выше, то к исполнителю можно будет предъявить претензии, и решать вопросы возмещения убытков через суд.
- 4. Если у вас серьезный бизнес и Вы планируете регистрировать лого в качестве товарного знака в Роспатенте выбирайте достойных разработчиков лого. Процедура регистрации в любом случае обойдется вам в несколько десятков тысяч российских рублей – только госпошлины составят минимум 23100,00 ₽. Поэтому не следует делать перекосы, как в примере выше: вложились в регистрацию, но сэкономили на разработке. Не работайте с дешевыми исполнителями – риск регистрации «пустышки» и выброшенных на регистрацию денег будет высок. Сотрудничайте с профессиональными игроками рынка!